#ХроникиХроноса
📅 На дворе 1984 год. Метал-музыка развивается, обрастая новыми течениями и стремительно утяжеляясь. Группы, находящиеся сегодня на слуху у каждого, выпускают свои дебютные альбомы, еще лишь надеясь на мировую славу... Перенесемся в это время, почувствуем эту мощь!
😈 Интересные события в мире тяжелой музыки за 1984 год:
❗Оззи Осборн попал в больницу после съёмок видеоклипа «So Tired». По сюжету клипа зеркало, перед которым сидит Осборн, должно было неожиданно взорваться. В результате мелкие осколки стекла попали ему в горло причинив болезненные порезы.
❗Концертом в Варшаве начали своё мировое турне «World Slavery Tour» «Iron Maiden», с последовавшими вскоре затем выступлениями в Венгрии и Югославии. Примечательно, что польский концерт стал для группы первым, проведённым ими за так называемым «железным занавесом».
❗Вокалист «Mötley Crüe» Винс Нил и барабанщик «Hanoi Rocks» Николас «Раззл» Дингли, будучи в состоянии алкогольного опьянения попали в автомобильную аварию. Раззл погиб на месте, а Нил был задержан полицией.
❗Возвращаясь к себе домой в Шеффилд на празднование Нового Года, барабанщик «Def Leppard» Рик Аллен в результате неудачного обгона врезался в каменную стену. Из-за непристегнутого ремня безопасности Рика выбросило из машины и оторвало левую руку.
❗Фактически прекратила своё существование группа Rainbow, но официально о роспуске было объявлено в 1986 году.
💿 Выходят альбомы, ставшие культовыми, среди которых:
👉🏻 Iron Maiden — Powerslave
Как признавался позже Стив Харрис, «мы совершенно не представляем себе, что мы будем писать — и так перед каждым новым альбомом. Нет ни каких-то не вошедших в прошлый альбом песен, ни заготовленных заранее фрагментов. Всё, что мы напишем, будет абсолютно свежим материалом, и написан он будет в этот отведённый период времени, потому что мы никогда не сочиняем на гастролях». В арендованной студии музыканты работали по определённой системе: каждый из участников группы приносил свои идеи, а затем дорабатывал их в связке с кем-то. Эдриан Смит чаще всего работал с Брюсом Дикинсоном, который писал тексты к его песням, или с Дэйвом Мюрреем, который писал гармонии и некоторые гитарные партии. Стив Харрис предпочитал работать в одиночку и показывал имеющийся материал, когда тот был готов на 90%.
🔥 Композиция «Aces High» продолжает военную тематику песен «Invaders» и «The Trooper». В основе текста — взгляд пилота британской авиации на события битвы за Британию — крупнейшего авиационного сражения Второй мировой войны. Во время концертов, а также в клипе к песне используется фрагмент речи Уинстона Черчилля «We shall fight them on the beaches».
🔥 «2 Minutes to Midnight» — ещё одна песня о войне и политике, о манипулировании людьми и угрозе ядерной войны. Сам заголовок песни относится к часам конца света — одному из самых общеизвестных символов ядерного века, показывающему, как близко человечество находится к началу ядерной войны. Часы достигли 2 минут до полуночи в 1953 году, когда СССР и США с разницей в девять месяцев испытали свои термоядерные бомбы.
🔥 «Losfer Words (Big 'Orra)» — четвёртая по счёту и последняя на 2021 год инструментальная композиция Iron Maiden. Название песни во многом несёт сленговый оттенок: «Losfer Words» значит «lost for words» («утраченный для слов; нечего сказать»), а «Big 'Orra» — фонетическое произношение «horror» в лондонском кокни-акценте. «Losfer Words? Да, понимайте название буквально, — признавался спустя время Брюс Дикинсон. — У нас больше не было текстов, и мы буквально расшиблись в попытках найти тему, которая подходила бы к музыке. Кто-то в итоге сказал: „А нужны ли вообще слова?“ И я подумал: „Нет, не нужны. Всё отлично так, как оно есть“».
🔥 «Flash of the Blade» — песня, навеянная любовью Дикинсона к фехтованию. Она также звучит в фильме «Феномен» (1985).
🔥«The Duellists» — ещё одна «фехтовальная» песня, навеянная одноимённым фильмом Ридли Скотта.
🔥 Композиция «Back in the Village» основана на сюжете английского сериала 1960-х годов «The Prisoner». В своё время этот сериал стал культовым. В фильме британский секретный агент (предположительно — бывший пилот времён Второй мировой войны) оставляет свою службу. За это тайные властители мира его похищают и держат в месте, называемом The Village (деревня), где людям вместо имен присвоены номера. Он — №6. Чем меньше номер, тем выше ступень в иерархии (также этот сериал упоминается в песне «The Prisoner», из сериала взят диалог №6 и №2).
🔥 «Powerslave» — центральная композиция для всего альбома. Песня повествует о смерти египетского фараона. Он размышляет об утрате своей власти после смерти. У него нет угрызений совести по поводу его кроваво-деспотичного правления. Он даже позволяет себе иронизировать, предлагая наследнику крови и красного вина, в надежде, что тот продолжит его диктаторский режим. Также термин «Раб власти» Дикинсон примерял и на самих Maiden. В то время, на пике их популярности, они попали в порочный круг: выход альбома — гастрольный тур — выход нового альбома. Дикинсон написал эту песню, имея в виду эту сложившуюся ситуацию и подразумевая группу как «рабов власти тура».
🔥 13-минутная песня «Rime of the Ancient Mariner» основана на одноимённой «Поэме о старом моряке» Самюэля Тейлора Кольриджа и как и само литературное произведение может читаться на нескольких смысловых уровнях. Многие годы являлась самой длинной песней группы. Текст песни является кратким изложением поэмы, а два фрагмента из неё цитируются в качестве куплетов. Сам Стив Харрис так вспоминал процесс её создания: «Я не знаю, откуда взялась эта идея на самом деле! Большая часть этой вещи была написана мною на Багамах, где происходила запись альбома. Первоначальная идея пришла мне в Джерси, но полностью доработана песня была уже в Compass Point Studios. Смешно то, что никто не мог подумать, что она окажется длиною в тринадцать минут. Мы так были погружены в работу, и так были охвачены ею, что нам казалось, что песня будет длиною в восемь, максимум девять минут. Когда наш продюсер Мартин Бирч измерил её, мы в один голос воскликнули: „Ну ни черта себе! Тринадцать минут?“ И всё равно, когда мы играем её на концертах, нет такого чувства, что это целые тринадцать минут».
👉🏻 Venom — At War with Satan
Альбом был выпущен в апреле 1984 года. На нем группа вернулась к более «сырому», «неотполированному» звучанию дебютного альбома Welcome to Hell.
Идея включения в этот альбом песни, занимающей целую сторону пластинки, навеяна группой Rush с их альбомом 2112, который является одним из любимых альбомов басиста. Эпичная заглавная песня никогда не игралась группой вживую до того, как Кронос сократил её более, чем наполовину, для своего соло-проекта. С тех пор она несколько раз игралась вживую с новым составом Venom.
👉🏻 Judas Priest — Defenders of the Faith
Уве Лерх из Rock Hard поставил альбому 8,5 баллов из 10 возможных, условно разделив альбом на 2 части, похвалив всю первую половину альбома, дав ей 9,5 баллов, отметив среди прочего гитарные партии в песне The Sentinel. Во второй части альбома единственной слабой песней Уве назвал Love Bites.
🔥 Rock Hard Ride Free — изначально была написана ещё в 1981-1982 году, во времена Screaming for Vengeance и носила название "Fight for Your Life", но в дальнейшем была переименована. Первоначальная версия этой песни вышла только в 2001 году, на переиздании альбома Killing Machine.
👉🏻 Bathory — Bathory
Некоторые критики признают Bathory основополагающим альбомом в жанре блэк-метала и одним из самых влиятельных. Альбом высоко оценивается критиками и музыкантами за звуковой стиль и энергичность. В то же время на звучание Bathory отмечается влияние группы Venom, которое Куортон, лидер Bathory, отрицал.
В своей музыке Куортон, по его словам, пытался «объединить мрачность Black Sabbath, звук Motörhead и безумие GBH». Во вступительном треке используется перезвон колокольчиков и шум ветра, затем начинаются тяжёлые гитарные риффы. Мрачную атмосферу создают тексты сатанинской и языческой тематики, однако Куортон никогда не являлся приверженцем сатанизма или языческой религии.
Музыкальный стиль Bathory вдохновил множество скандинавских коллективов, таких как Mayhem, Immortal и Darkthrone. Дэниел Экерот называет Bathory смесью раннего Venom и сан-францисского трэш-метала, а также утверждает, что на шведской металлической сцене релиз имел одно из самых скоростных звучаний на тот момент.
👉🏻 Motörhead — No Remorse
Первый сборник британской Motörhead. Помимо старых хитов, включает также четыре новых композиции. Последний альбом, изданный на Bronze Records, и первый, записанный четырьмя участниками.
В 1983 году, вскоре после издания альбома Another Perfect Day гитарист Брайан «Роббо» Робертсон покинул группу. Чтобы найти ему замену Лемми устроил прослушивание, после которого в состав Motörhead вошло сразу двое музыкантов: Фил Кэмпбелл и Мик «Würzel» Бёрстон. Первоначально планировалось найти только одного гитариста, но когда Лемми услышал, как Кэмпбелл и Берстон играют вместе, не удержался и пригласил обоих. Позднее, в 1984 году, из группы ушёл ударник Фил «Philthy Animal» Тейлор и, по рекомендации Кэмпбелла, был заменён Питом Гиллом, экс-барабанщиком Saxon. Лейбл Bronze Records, опасаясь, что новым составом группе будет сложно поддерживать популярность, потребовал, чтобы группа выпустила сборник. Узнав об этом Лемми, настоял, чтобы в альбом вошли несколько новых песен. В итоге были записаны пять новых композиций, четыре из которых были изданы на альбоме (пятая, «Under the Knife», издавалась как бонус-трек): «Snaggletooth», «Steal Your Face», «Locomotive» и «Killed by Death», которая вышла синглом, став первым синглом группы, записанным в новом составе.
В поддержку альбома, с 24 октября по 7 ноября 1984 года, группа провела концертный тур «No Remorse — Death on the Road' tour», который включал в себя несколько выступлений на различных телешоу.
👉🏻 Metallica — Ride the Lightning
Хотя в плане звучания альбом опирался на традиции трэш-метала, он также продемонстрировал творческий рост группы и разнообразие музыкального материала. Частично этому способствовал опыт бас-гитариста Клиффа Бёртона, который имел классическое музыкальное образование и в этот раз принимал большее участие в написании песен. При этом музыканты не делали основной упор на скорости мелодий, как это было на их дебютном диске Kill 'Em All; группа стремилась развить звучание, добавляя акустические гитары, глубокие инструментальные пассажи и более сложные музыкальные гармонии. Кроме того, это последний альбом Metallica, содержащий песни за авторством бывшего гитариста группы Дэйва Мастейна.
Ride the Lightning получил положительные отзывы музыкальной прессы; критики расценивали его как более амбициозный проект в сравнении с предшественником. Для продвижения альбома группа отправилась в международное турне, выступив в Европе в конце 1984 и в Северной Америке в первой половине 1985 года.
Впоследствии многие рок-издания отмечали Ride the Lightning в числе лучших альбомов всех времён, подчёркивая его длительное влияние на жанр.
🔥 Акустическая интерлюдия из «Fight Fire with Fire», сыгранная в мажорной тональности, продемонстрировала эволюцию группы к более гармоничному и сложному стилю сочинения песен. Эта композиция, мелодия которой выстроена на риффах, сыгранных в технике переменного штриха, стала самой быстрой у Metallica из тех, где используется медиаторный штрих. Продолжительное соло в конце песни переходит в звук ядерного взрыва. Основной рифф был записан на плёнку во время турне Kill 'Em All Tour, а акустическое вступление было придумано Бёртоном во время импровизации на гитаре. Песня представляла собой своеобразный манифест против принципа «зуб за зуб», её содержание было посвящено ядерному противостоянию и Армагеддону.
🔥 «Ride the Lightning» была первой песней Metallica, посвящённой обличению несовершенства системы уголовного права. Текст песни был написан с точки зрения смертника, ожидающего казни на электрическом стуле. Начинаясь в среднем темпе, композиция продолжает постепенно ускоряться. Трек содержит инструментальную среднюю часть, в которой выделяется соло Хэмметта. По словам Хэтфилда, песня посвящена не критике смертной казни, а истории человека, приговорённого к смерти за преступление, которое он не совершал, что подчёркивает начальная строчка: «Виновен по всем пунктам/Но это, чёрт возьми, неправильно». Это один из двух треков альбома, где среди авторов фигурирует Дэйв Мастейн.
🔥 «Fade to Black» представляет собой пауэр-балладу, сочетающую в себе сдержанный вокал с аккордами, сыгранными в технике арпеджиато. Композиция начинается неспешным акустическим вступлением, после чего она становится всё более быстрой и тяжёлой, заканчиваясь многослойным гитарным соло. Текст песни написан Хэтфилдом, когда тот находился в шоке от инцидента в Бостоне, и посвящён теме самоубийства. Музыкальная структура песни была очень нетипичной для трэш-метал того времени; многие фанаты группы были разочарованы этой песней, восприняв её «в штыки», однако эта концепция предвосхищает более поздние баллады Metallica — «Welcome Home (Sanitarium)», «One» и «The Day That Never Comes».
🔥 «Creeping Death» посвящена сюжету «Десяти казней египетских» (Книга Исход 12:29) — кары, которую Бог обрушил на земли Древнего Египта; в песне фигурируют четыре из этих казней, а также праздник Песах. Название трека было вдохновлено сценой из кинофильма «Десять заповедей», который музыканты посмотрели дома у Бёртона. Брейкдаун с декламацией «Умри от моей руки!» («Die by my hand!») первоначально был сочинён Хэмметом для одноимённой песни «Die by His Hand» его бывшей группы, однако, хотя Exodus записали демоверсию трека, он так и не был выпущен на их студийном альбоме. Публицист Джоэл Макайвер, из-за эпического текста и драматической атмосферы песни, назвал её «гимном мош пита».
🔥 Инструментальная композиция «The Call of Ktulu», первоначально носившая название «When Hell Freezes Over», была вдохновлена повестью Г. Ф. Лавкрафта «Тень над Иннсмутом», с которой участников группы познакомил Бёртон, который являлся большим почитателем этого писателя. Название песни отсылает к одному из ключевых произведений с участием Ктулху, «Зов Ктулху», хотя имя монстра было изменено на «Ktulu» для более легкого произношения. Композиция начинается с ре-минорной последовательности аккордов и двухминутного басового соло, наложенного на ритмичную риффовую структуру. Ближе к середине вступает гитарное соло со сложной, прогрессирующей структурой. В рефрене композиция возвращается к мелодии, с которой начиналась.
👉🏻 Manowar — Sign of the Hammer
Это первый (и впоследствии единственный) альбом, выпущенный группой на лейбле 10 Records. Песня All Men Play on 10 («Все мужики играют на 10») обыгрывает название нового лейбла, сравнивая его с максимальной настройкой громкости.
Sign of the Hammer рассматривается многими фанатами Manowar как последний альбом, сделанный группой до того, как они изменили стиль на более прямой и менее эпический, но имеющий больший коммерческий успех (как альбом «Fighting the World»).
🔥 «Guyana (Cult Of The Damned)» — песня о массовом суициде 1978 года, инициированном Джимом Джонсом, лидером культа «Храм народов», в Джоунстауне, Северо-Западная Гайана.
🔥 «Thor (The Powerhead)» — песня о скандинавском боге Торе, уничтожающем зло, а также о гигантах (врагах богов). Последователи нордической (германско-скандинавской) веры считают, что в конце существования Вселенной боги и гиганты будут сражаться в битве за власть (Рагнарёк). Предсказано, что в битве погибнут все чудовища и большинство богов.
👉🏻 W.A.S.P. — W.A.S.P.
Дебютный студийный альбом американской хеви-метал-группы W.A.S.P. Примечательно, что своё название альбом получил лишь со временем. На пластинке с первой записью альбома было написано Winged Assassins. Когда появились первые кассеты с альбомом, на них в качестве названия было указано I Wanna Be Somebody. Сегодня большинство изданий называют этот альбом W.A.S.P.